Достопримечательности Байкала: КРУГОБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Кругобайкальская железная дорога - уникальный памятник инженерного зодчества. 17 марта 1891 г. царь Александр III издал указ о начале строительства Транссибирской магистрали.
Железнодорожный путь по берегу Байкала был построен 30 сентября 1904 г., а 15 октября 1905 г. открыто постоянное движение.По количеству разного рода работ Кругобайкальская железная дорога превзошла все построенные рельсовые пути в мире и по праву считается одной из красивейших железных дорог мира.
Пробивка тоннелей осуществлялась преимущественно вручную, с использованием взрывчатки. Суточная скорость проходки составляла 40-50 см. По вольному найму работали специалисты по кладке камня из Италии и Албании, использующие в строительстве элементы циклопической кладки, при которой камень ставится без связывающего раствора, путем подбора по форме.
На каждый километр пути в среднем израсходовано по одному вагону взрывчатки, произведено земляных работ по объему, равному вместимости примерно 400 вагонов, что сравнимо с объемом работ на строительстве Суэцкого канала.
На 84 км дороги от ст. Култук до ст. Байкал построено 424 инженерных сооружения, в том числе 39 тоннелей общей протяженностью 8994 м. Самые протяженные: Каторжный - 538 м, Хабартуй - 548 м и Половинный - 807 м. В обвалоопасных местах построено 14 км подпорных стенок, 47 каменных и 3 железных галереи. По объему, сложности и стоимости работ этот участок не имел себе равных среди железных дорог России. До революции его называли «Золотой пряжкой стального пояса России», пряжкой - потому что она соединила разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, а золотой - потому что по стоимости работ она превзошла все существовавшие в России дороги. Если в среднем стоимость одного километра Транссибирской магистрали от Челябинска до Владивостока составляла 93 тыс. руб., то Кругобайкальской железной дороги - около 130 тыс. руб.В конце 1970-х гг. этот тупиковый участок получил статус историко-архитектурного памятника и взят под охрану государством.
Сегодня туристы могут видеть здесь хорошо сохранившиеся порталы и своды многочисленных тоннелей, выполненных из тесанного камня, многочисленные виадуки, мощные подпорные стенки, сохранившиеся деревянные строения в стиле модерн начала века.
Эта дорога ежегодно привлекают тысячи туристов, среди которых немало иностранцев.
Восточно-Сибирская железная дорога открыла маршрут
Иркутск – Слюдянка - порт Байкал,
по которому следует «Кругобайкальский экспресс»
(среда, суббота: Иркутск – порт Байкал; четверг, воскресенье: порт Байкал – Иркутск) .
Это единственный поезд в регионе, рассчитанный на перевозку главным образом туристов ,экскурсантов. В состав поезда введен вагон «бизнес-класс» (отдельный, изолированный от остального состава вагон с гидом-переводчиком и 2-разовым горячим питанием во время следования по маршруту), кроме того, в поезде ввели «классность» вагонов. Как и до революции,их три. Все вагоны оснащены телеэкранами, по которым пассажиры могут следить за рассказом гида-переводчика.
Расширена экскурсионная программа: по пути делаются остановки в самых красивых местах и предусмотрена длительная стоянка на 110 км, где можно организовать пикник и искупаться в озере.


вернуться к списку
|